Шаблоны Joomla 3 тут

 Основным документом, регулирующим порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов».

 

С 1 июля 2018 года данный нормативный правовой акт претерпел значительные изменения, которые обусловлены анализом применения на практике норм законодательства в данном направлении. Таким образом, Совет Министров Республики Беларусь 29 июня текущего года принял постановление №510 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 510), которым внесены существенные изменения и дополнения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. Отдельные положения постановления № 510 вступают в силу в 1 октября 2018.

Так, постановлением № 510 предусмотрено, что электроэнергия для некоторых потребителей станет дешевле, а для тех, кто расходует ее неэкономно – дороже.

Потребителям, чьи жилые помещения не оборудованы электрическими плитами и системами центрального горячего водоснабжения, но оборудованы системами централизованного снабжения природным газом норматив потребления электроэнергии повышен до 250 кВт/ч. Более того, при потреблении от 250 до 400 кВт/ч оплата также будет производиться по субсидируемым тарифам, но с применением повышающего коэффициента 1,3. И лишь при превышении 400 кВт/ч платить придется по экономически обоснованным тарифам. Таким образом, повышается степень государственной поддержки таких потребителей и в то же время сохраняются стимулы для экономного расходования электроэнергии.

Некоторым категориям граждан можно производить оплату за услуги электро- и газоснабжения по субсидируемым тарифам в двух жилых помещениях: по обязательной регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Это касается неработающих пенсионеров и лиц, имеющих льготы по оплате ЖКУ, а также инвалидов 3-й группы.

Кроме того, постановление № 510 предусматривает стимул для оснащения жилых помещений индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) у жильцов домов старшего поколения, не имеющих такие приборы. Так, плательщики, установившие ИПУ за счет собственных средств, при оплате счетов за потребленную тепловую энергию в течение 3 лет будет предоставляться 10-процентная скидка с тарифа.

В домах, оборудованных ИПУ, которыми не пользовались до вступления в силу постановления № 510, начнут осуществлять расчеты за потребленную тепловую энергию по показаниям этих приборов после вступления в силу постановления № 510, в течение 3 лет с даты начала осуществления таких расчетов будут оплачивать потребленную тепловую энергию с 5-процентной скидкой. Тот же, кто по-прежнему собирается игнорировать возможность расчетов за тепло по показаниям ИПУ, рискует угодить в категорию безучетных потребителей со всеми вытекающими последствиями.

Обращение с твердыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам, и даже отказ от заключения договора не освобождает от ее оплаты. Данная норма обсуждению не подлежит, но у городских жителей, имеющих загородные дачи или доставшиеся по наследству дома, возникал справедливый вопрос: проживаю на даче максимум три месяца, а платить нужно круглый год. Постановление предусматривает возможность приостановления оказания данной услуги на срок до 6 месяцев в календарном году. Для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением в организацию, осуществляющую вывоз ТКО или производящую расчет и начисление платы. Особо следует подчеркнуть, что данная норма касается одноквартирных, блокированных жилых домов, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане.

В случае ошибочного внесения лишних сумм за потребленные жилищно-коммунальные услуги по желанию гражданина ему возвратят разницу, если он обратится с соответствующим заявлением в обслуживающую организацию. Вместе с заявлением необходимо будет также предоставить документ, удостоверяющий личность, и платежные документы, подтверждающие факт оплаты. Напомним, что ранее лишние суммы не возвращались, а зачислялись в счет будущих платежей.

В постановлении № 510 прописан порядок устранения допущенных исполнителем ошибок, в результате которых приходится дополнительно начислять плательщику определенные суммы. Сейчас это возможно сделать только за три месяца. Раньше срок был значительно больше – три года. За такое время недоплаченные суммы иногда вырастали до астрономических размеров, а ведь виноват-то в подобной ситуации не плательщик, а специалист, когда-то неверно истолковавший законодательство или не обративший внимание на какой-то нюанс.

С другой стороны, срок давности остается таким же (3 года) в случаях, если недостаточное начисление производилось по вине гражданина. Например, если поменялся собственник, а об этом не было своевременно сообщено.

Постановлением предусмотрен также ряд уточняющих моментов, без которых раньше было возможно неоднозначное толкование законодательства. К примеру, если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких плательщиков ЖКУ, начисление платы производится отдельно по каждому лицевому счету, который присваивается организацией, осуществляется учет, расчет и начисление платы за ЖКУ, соразмерно доле в праве собственности с оформлением платежного документа отдельно для каждого такого плательщика.

Отдельно прописан порядок начисления платы за основные жилищно-коммунальные услуги по жилым помещениям, находящимся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщика жилищно-коммунальных услуг, в случае их использования для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания. В постановлении № 510 предусмотрено, что в таких случаях плата за основные жилищно-коммунальные услуги, за исключением капитального и текущего ремонта, санитарного содержания вспомогательных помещений жилого дома, вносится по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, вне зависимости от наличия зарегистрированных граждан в данном жилом помещении. При использовании части жилого помещения для осуществления вышеуказанной деятельности, и отсутствии раздельного учета потребления коммунальных услуг в используемой и не используемой частях жилого помещения, плата вносится в целом по жилому помещению по тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.